История школы

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ

В 2005 году Краснолипьевской школе исполнилось 120 лет.

В те далекие времена школы открывались в более крупных селах, в том числе и в Краснолипье. Первая школа села имела прямую связь с церковью. В 1821 году было закончено строительство каменного храма, территория была благоустроена. Внутри церковной изгороди было построено добротное кирпичное здание школы с двумя классными комнатами.

Церковно-приходская школа в селе Краснолипье, Истобенской волости, Нижнедевицкого уезда открыта в 1885 году, 14 октября на праздник Покрова Пресвятой Богородицы (Воронежская старина. Выпуск 6, страница 79).

В селе было два прихода, в каждом приходе был поп, но церковь и школа обслуживали оба прихода в одинаковой степени. В школе изучали русский язык, арифметику, Закон Божий.

Население села постоянно увеличивалось. В 1859 году в Краснолипье насчитывалось 3508 жителей и 316 дворов, а уже к концу 20 века было5038 человек и 667 дворов. Рождаемость была высокая, жили большими семьями. Самая многочисленная семья Болдырева Д.И. состояла из53 человек, но часть семей села проживала на хуторах, там были жилые помещения, надворные постройки для скота, кругом выпасы и сенокосы. Жильцы семьи могли периодически меняться. В основном там жили молодые, но для помощи и контроля регулярно приезжали родители.

В архивной справке о доходах церкви уже в начале 20 века сказано, что Вознесенский поп Василий Владимиров и Косьмодемьянский – Григорий Лебедев крестили, примерно, по сто детей – по 3 рубля, и венчали по 70 молодых пар – по 5 рублей.

Таким образом, рождаемость в год была около 200 детей и около 140 молодоженов справляли свадьбы.

Не случайно земство в 1906 году в добротном кирпичном здании, выстроенном за собственный счет, открыли еще одну школу – Земскую.

В Земской школе изучали русский язык, чтение и письмо, арифметику – четыре действия, географию и Закон Божий, последний изучался шесть недель по три часа в неделю через день.

Занятия в школах начинались 14 октября, а заканчивались в начале апреля. В период летних сельскохозяйственных работ дети трудились вместе с взрослыми. В зимнее время из-за отсутствия теплой обуви и одежды, частых болезней, дети нередко пропускали занятия. К концу года, к экзаменам, дотягивали считанные единицы. Поэтому жители села в основном оставались безграмотными.

Экзамены в обеих школах принимал священник и представитель земской управы, уездный инспектор по просвещению.

История сохранила для нас имена первых сельских учителей. В приходской школе преподавала – Клавдия Кузьминична Иванова, в земской – Александра и Софья Петровна Сахаровы.

Советская власть внесла кардинальные изменения в систему просвещения: был издан декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви. В классах были сняты иконы и изъяты учебники Закона Божьего.

Неграмотность детей оставалась очень высокой. Так в 1917 году в приходской школе было 44 ученика, из них 2 девочки, а в земской 95 учеников, из них 9 девочек.

В 1918 году было призвано в армию 106 человек, ребят 1899 года рождения и оказалось, что из них имели начальное образование только 11 человек.

В годы гражданской войны село было занято белоказаками, которые считали своими врагами коммунистов и их революционные преобразования, в том числе и школу. Школьным зданиям был нанесен серьезный урон.

После ухода налетчиков и наличия большого контингента учащихся в Востоке дети стали заниматься по частным хатам. Дети Нивы стали заниматься в кирпичном здании, ранее принадлежащем Кретинину Тимофею Ивановичу. Этот дом хозяин построил в конце 18 века из красного кирпича под расшивку. В его хозяйстве были добротные помещения. В этом доме он открыл кабак. Его активно посещали местные мужчины, они пили винно-водочные изделия, а больше свежий ароматный чай. Доходы у хозяина были хорошие.

С приходом Советской власти хозяин был раскулачен, а дом конфискован и передан в распоряжение школы. Дети, живущие в центральной части села, занимались в общественных зданиях.

Вскоре на село и школу обрушился новый враг – голод. Занятия проходили при слабой явки учащихся. Часто и заунывно звучал церковный колокол, извещая о смерти людей. Редко можно было встретить человека на улице.

Но в 1922 году был собран неплохой урожай, люди повеселели, на улицах послышались смех и песни. К осени этого же года в Краснолипье начали именоваться две начальные школы – Красновостоковская и Нивская. В первой школе работали учителя – Сахарова Софья Петровна и Сабынина Агния Ивановна, а во второй – Иванова Клавдия Кузьминична и Фирсова Пелагея Константиновна.

В 1927 году в Воронежской губернии началось вводиться обязательное начальное образование. В целях ликвидации неграмотности все население было взято на учет, списки были составлены по годам. Количество неграмотных превосходило тысячу. Ликвидировать неграмотность помогали и сами учащиеся, обучая своих братьев, сестер и родителей. Коллективное посещение занятий организовано было по вечерам в сельском клубе и в определенных избах.

В 20-е годы в школах кроме комсомольских была организована и пионерская организация. Первыми комсомольцами села были: Переверзев М.Е., Дегтев И.М., Дубинин В.И., Рыжков К.И., Аралов И.М., Сахаров В.Н. и другие, а первыми пионерами были: Клевцов М.А. Аксенов Т.М., Клевцов В.Д., Сабынина А.Н., Рябцев А.И.

В это время дети потянулись в школу, назрел вопрос о строительстве здания школы. Оно было построено в 1928 году методом народной стройки села, и получила название «Большая школа». Было 4 классных комнаты, большой коридор, учительская и три квартиры для учителей. Занятия теперь проходили в общественных зданиях. Учебников и письменных принадлежностей стало в достатке. Нуждающихся учеников школа обеспечивала одеждой и обувью. Были в школе горячие завтраки.

Первой заведующей этой школы была – Фирсова Пелагея Константиновна. В тридцатые годы для «Нивской» школы были созданы лучшие условия для обучения детей. Бывшее кирпичное здание было тесным и было построено на противоположной стороне улицы деревянное здание, в котором были две классные комнаты, учительская и одна квартира для учителей.

В 1931 году в селе была открыта школа крестьянской молодежи (ШКМ), в которой преподавались помимо общеобразовательных предметов, основы агрономических и зоотехнических знаний. Первым директором ШКМ был – Баженов Михаил Тимофеевич, а завучем Попов Захар Федорович.

В тридцатые годы немецкий язык вел выпускник Острогожской средней школы, житель х. Фабрицкое – Трушов Иван Филиппович. Будущий Герой Советского Союза периода Великой Отечественной войны.

В 1938 году Краснолипьевская школа была преобразована в среднюю школу. Ее директором был Ильин Иван Иванович. Значительно расширился коллектив учителей, их стало 25 человек, а учеников около 500. Школа была оснащена красивой мебелью, полностью обеспечена наглядными пособиями. Но к концу этого года учителя мужчины были призваны в армию. Обязанности директора были возложены на Иванову К.К., а завуча на Золотореву Екатерину Петровну.

Следующий, третий урон школе принесла война 1941-1945 годов. Село было оккупировано немецко-фашистскими захватчиками 6 июля 1942 года. Оккупанты сразу же превратили село в материальный резерв своего фронта. По всему селу размещались складские помещения. В большой школе хранились продовольственные товары. В деревянной, «Нивской» школе, была кухня для всех, живущих в селе немцев. Кухня стояла под навесом рядом со зданием, а внутри была столовая и склад продуктов. В кирпичном «нивском» здании была организована мастерская для ремонта двигателей боевых машин. В Поповой школе немцы оборудовали казино, там они проводили свой досуг.

Другие школьные здания использовались немцами по их усмотрению. Школьное имущество было разграблено, парты, и столы были использованы для отопления. Дети не учились.

В январе 1943 года неожиданно для немцев началось наступление наших войск на Сторожевском плацдарме. Вывезти запасы складских помещений не было возможности, поэтому немцы подожгли школу и все складские помещения. Большая школа сгорела полностью и больше она не существует.

Наши войска вошли в село 14 января 1943 года. С первых дней после освобождения родители и общественность начали готовить школу для занятий. Строгали доски, делали столы и скамейки, ремонтировались уцелевшие здания, подбирались хаты для занятий начальных классов. 1 февраля начались занятия во всех классах. Нивская начальная школа занималась в своем здании.

До оккупации и после в этой школе работали учителями Асеев Захар Николаевич, Дураков Тихон Акимович, Кретинина Людмила Максимовна, Меньшиков Иван Федорович и другие.

Учащиеся красновостокской начальной школы занимались в двух хатах: Беляевой Ольги Андреевны и Елисеева Петра Ефимовича. Для отопления этих хат выделялись дрова, которые по разрешению лесничества привозили из леса. По этой причине хозяева были заинтересованы пустить заниматься учащихся в своем жилье. Заведующей этой школы была Фабрицкая Ольга Васильевна. Учителями работали: Суханова Мария Игнатьевна, Бондарева Александра Васильевна, Демченко Мария Михайловна.

В 1945 году в село прибыли выпускники Острогожского педучилища: Преснякова Анастасия Ильинична и Никитина Александра Ивановна и навсегда связали свою жизнь с селом Краснолипье.

Синицина Елена Ивановна, учитель начальных классов вспоминает приезд инспектора к ней на урок. В ее первом классе было около 40 учеников. Всю хату занимали дети, учитель находился у порога, хозяин в валенках лежал на печи. В это время приехал инспектор, пройти в класс не было возможности. Постоял вместе с учителем у порога и сказал в поддержку, что в этих условиях еще можно воспитывать учащихся и давать им знания.

Заведующей РОНО в то время была Пупышева Мария Андреевна.

Школа слабо была обеспечена наглядными пособиями, не хватало учебников, писали на клочках газет. Футляры немецких снарядов распаривали и расслаивали для письма. Чернила делали из сажи.Хочу такой сайт

Занятия по хатам велись до 50-х годов. Когда начали укреплять колхозы, освободилось здание правления, его в народе называли «Сереженькин дом». Хозяин этого дома в дореволюционное время имел на своей усадьбе кроме дома, крытого железом, добротные сараи и лавку. В его собственности был еще Гришин пруд. Доходы он получал от лавки и пруда. В то время по шляху гоняли гурты скота, в их графике было к вечеру заходить на этот пруд, поить скот за плату и ночевать по близости со скотом. С приходом Советской власти он был раскулачен, а дом конфискован. В этом доме было две классных комнаты и квартиры для учителей. Последним в этой квартире жил Мишутин Тихон Егорович.

После окончания начальной школы 5-7 классы занимались в общественных зданиях центра села: в приходском, земском, караулке церкви и поповой школе. Последняя так называлась потому, что раньше этот дом принадлежал попу. В 50-е годы к зданию поповой школы было пристроено еще две классные комнаты и учительская.

В 1955 году Краснолипьевская школа была преобразована в среднюю и объединила все начальные школы в единую. В этом году было набрано два параллельных восьмых класса.

Первый выпуск состоялся в 1958 году. Первыми выпускниками были – Черников Петр Федорович, впоследствии учитель математики, завуч, директор школы, отличник народного просвещения, учитель-методист. Аралова Мария Даниловна – бухгалтер школы, главный бухгалтер колхоза. Гаршина Зинаида Митрофановна – воспитатель детского сада. Миляев Николай Михайлович – учитель истории и НВП.

Школа была укреплена опытными кадрами, выпускниками вузов, в том числе и путем заочного обучения. Среди них - Кретинина Мария Гавриловна – старший учитель, Черникова Нина Владимировна - отличник народного просвещения и Отличник просвещения СССР, Рахманина Анастасия Михайловна, Токмакова Анастасия Андреевна – отличник народного просвещения, Оберемченко Нина Ивановна – отличник народного просвещения.

Учителями работали участники Великой Отечественной войны – Аралова Мария Ивановна, Никитенко Иван Степанович, Рахманин Василий Иванович, Оберемченко Алексей Васильевич. В музее, в зале «Школа», педколлектив представлен за многие годы.

Дневная школа теперь занималась в две смены в шести зданиях. Учителям предметникам в перерыве необходимо было успеть перейти из одного здания в другое, а в отдаленное « Нивское» здание для перехода в расписании делали «окно».

Учитель на селе был уважаемым человеком. Трудовая нагрузка у него была высокой, как и у всех тружеников в период восстановления народного хозяйства. Учитель предметник проводил занятия в три смены, третья – вечерники, 5-10 классы. По вечерам постоянно проходили репетиции художественной самодеятельности. Все учителя были участниками сельского хора. До 1954 года в селе не было радио, и драматический кружок, где основные роли играли учителя, пользовался авторитетом.

На сцене ставились классические произведения: «Гроза», «Бесприданница» - Островского. Все учителя в селе вели политическую работу: были агитаторами домов, ферм, мастерских. Заслуженный учитель школ РСФСР Оберемченко Алексей Васильевич был пропагандистом и много лет работал председателем товарищеского суда.

Все приезжие учителя, включая пятидесятые годы, жили на частных квартирах. Для отопления им выделялся торф, который добывался в своем районе. Он зачастую был сырым, поэтому испытывались в отоплении некоторые трудности. Позже учителям для отопления стали выделять уголь и дрова, в магазинах стали продавать хлеб.

В 1956 году директором школы был назначен учитель математики Крюков Василий Яковлевич. Он начал строительство нового здания семилетней школы на 280 ученических мест. После окончания учебного года он организовал старшеклассников добывать строительный камень в Яблочном. В течение двух лет был заложен фундамент школы и выложено подвальное помещение для столовой и котельной.

В 1958 году Крюкова В.Я. избирают председателем местного колхоза имени Куйбышева. Строительство школы было приостановлено сроком на три года. За это время возникла и укрепилась молодая межколхозная строительная организация, которую возглавил Новиков Николай Алексеевич.

С весны 1962 года началось бурное строительство школы. Прорабом был местный житель, строитель по специальности – Кретинин Василий Егорович. Каменщико и подсобников колхоз выделял в необходимом количестве. Ежедневно до прихода строителей и после многие посильные подсобные работы выполняли учащиеся под руководством учителя. В финансировании никаких задержек не было. Трудности, однако, были.

К середине лета коробка первого этажа была выложена. Нужно было подумать, как перекрыть его. Железобетонные пустотные плиты в районе поднять было нечем. Завод им. Дзержинского в своем цеху изготовил облегченные перекрытия: железобетонные прогоны и плиты весом около 80 кг, их можно было поднять вручную. Но прогоны все-таки нужно было поднимать краном. Как в народе говорят: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». За Россошками в овраг опрокинулся яблоченский комбайн, а на другой день его должны были поднять автокраном из города Воронежа. К этому времени туда поехал председатель сельского совета – Никитин Андрей Иванович, и за оплату по договору прогоны были уложены на края здания в нужном количестве. Строительство продолжалось, и открытие здания школы состоялось 1 сентября 1964 года.

Хотя с введением в строй нового здания школы условия труда учителя ощутимо улучшились, но другие проблемы учебно-воспитательного процесса оставались. Начатое в пятидесятых годах введение обязательного семилетнего образования в Краснолипье решалось с большим трудом. Этим вопросом занимался сельский совет вместе со школой. За два-три дня до начала занятий проводился пробный сбор учащихся, решался вопрос с обеспечением учебниками, а главное – с явкой учащихся. Потом начиналась индивидуальная работа на дому с учеником и родителями. Устранялись причины, мешающие детям посещать школу. Оказывалась необходимая материальная помощь.

Уроки труда проводились в мастерских на учебно-опытном участке. Девочки посещали уроки кройки и шитья, которые вела специалист Ярмонова Евдокия Моисеевна. Активное участие дети принимали в озеленении села, школы. Заложили и ежедневно подсаживали деревья центрального парка села, учебно-оытный участок школы был доведен до образцового состояния.

В 1962 году десятиклассники были реорганизованы в средние общеобразовательные трудовые политические школы с производственным обучением. Обучение длилось одиннадцать лет до 1973 года, а после правительство ввело опять десятилетний срок обучения. Учителем производственного обучения был назначен – Дубровский Иван Петрович, с высшим образованием по специальности агроном. Шуткин Анатолий Андреевич – вел механизацию.

Школа начала готовить учащихся по двум специальностям: полевод-механизатор и животновод-механизатор. На теоретические занятия по полеводству привлекалась зоотехник колхоза – Болдырева Анна Андреевна. Практические занятия по вождению вели на своей закрепленной технике опытные механизаторы по направлению колхоза. Практику по животноводству вели зоотехники хозяйства и заведующие фермами.

И все же построенное здание семилетней школы не удовлетворяло требованиям учебно-воспитательного процесса. В начале семидесятых годов, в экстренном порядке в течении одного лета во дворе новой школы было построено одноэтажное здание мастерских, отдельно по металлу и дереву, класс-кабинет биологии с препараторской и комнаты для выращивания рассады овощей и цветов. Теперь это здание занято историко-краеведческим музеем.

С открытием средней школы в Краснолипье стали учиться дети из Новосолдатки, Платавы, Скорицкого, Истобного, Прилужного, хутора Дубинина. Рождаемость в то время была высокой. Елисеев Иван Петрович, работая секретарем сельского совета, с 1947 по 1955 годы вспоминает, что ежегодно регистрировалось 100-110 новорожденных детей. Самое большое количество учеников в школе было в шестидесятые годы – 718. При школе функционировала столовая и буфет от Райпо.

Педагогический коллектив в своих рядах насчитывал более 40 учителей. В 1978 году окончили восемь классов 73 ученика. В том числе Башмакова З.Н. – теперь заведующая магазином, Крюкова Р.В. – учитель в Новосолдатке, Куркин И.Ф. – связист в Репьевке, Башмакова Р.А. – специалист администрации села, Гаршин В.И. – учетчик, Аралов А.М. – шофер. В этом же году получили аттестаты о среднем образовании 37 учеников, в том числе Дерябин В.П. – инспектор ОблОНО, Никитин И, А. и Ярмонов В.В. механизаторы. Шуткина Т.В. – учитель физики в с. Платава.

С 1976 – 1980гг. 228 учеников получили аттестаты зрелости, в том числе из них 115 ребят получили удостоверение тракториста и 113 девушек удостоверение животновода-механизатора. В это время 92 выпускника остались работать в родном селе после окончания школы, 15 человек по направлению колхоза учились в различных учебных заведениях, а 28 работающих учеников учились заочно без отрыва от производства.

Проводилась большая работа по закреплению молодежи на селе. Создавались нормальные условия для их труда. Учитывалось желание каждого. Болдырев В.И. пожелал быть кролиководом, для него была создана кроликоферма. При подведении итогов соревнующихся отдельно выделялись лучшие работники среди молодежи. Ежегодно в торжественной обстановке проводилось посвящение в хлеборобы.

В селе и школе особое внимание уделялось формирование нравственного обмена подростка. По перспективному плану контингент учащихся первых классов был большой. Поэтому еще при строительстве здания пришлось в двух классных комнатах вместо препараторской стенку поставить так, чтобы получилось по две классные комнаты, а в торцах коридоров получить небольшие дополнительные комнаты, в том числе для учительской и пионерской организации.

От массовости учащихся здание школы в течение дня представляло муравейник, и педагогическому коллективу трудно было выполнить возрастающие требования по совершенствованию учебно-воспитательного процесса. По этой причине возникла необходимость строительства здания средней школы.

Будучи председателем колхоза Крюков В.Я. развернул большую работу по улучшению качества жизни на селе. План социально-экономического развития затрагивал интересы не только колхозников, но всю социальную сферу. Был составлен генеральный план достройки жилой зоны, зданий производственного и культурного назначения. Заказ выполнял проектный институт «ЦЧО Генпросельхозстрой».

В этом плане значилось трехэтажное здание средней школы, стоящее там, где оно сейчас стоит, лицом к центральной площади. Таких проектов для села с малой наполняемостью был один, но по отношению к сторонам горизонта он стоял лицом к теперешним гаражам. Это нас не устраивало. Раньше с такой проблемой столкнулась Вязковатовка. По их заказу этот проект институт перепроектировал в зеркальном отображении, а нам дополнительно сделал пять экземпляров проекта без оплаты.

Средняя школа на 464 ученических мест, 14 классов – кабинетов строилась и оборудовалась за счет государства. Подрядчиком была Острогожская ПМК – 529, которую в то время возглавлял Волошин Сергей Иванович. В течение двух лет здание было построено, а областной отдел народного образования в течение этих двух лет поставил в полном объеме оборудование и учебно-наглядные пособия.

Открытие школы состоялось 1 сентября 1978 года. Школа перешла на кабинетную систему обучения. Каждый кабинет, кроме основных наглядных пособий имел телевизор, проигрыватель. Для проведения уроков по телевидению окна имели приспособление для механического затемнения.

Хорошо были оборудованы мастерские по дереву и металлу, имелись токарные станки нескольких назначений. Класс-кабинет кройки и шитья оборудован комплектом швейных машин. В теплых гаражах хранилась техника, набор почвообрабатывающих машин находился на площадке.

В школе хорошо было поставлено производственное обучение: в кабинете домоводства имелась часть действующих доильных установок и другие узлы и детали этого профиля. В кабинете механизации установлены узлы и детали тракторов и сельхозмашин. Оба кабинета оснащены печатными наглядными пособиями. В кабинете по профориентации можно было получить информацию о профессии.

Производственная бригада школы была неотъемлемой частью всего учебно-воспитательного процесса. Бригада состояла из звеньев: полеводов, животноводов, механизаторов, строителей и природоохраняемого труда. За бригадой был закреплен участок земли размером 25 гектаров, он разбит на поля для севооборота, каждое поле разделялось лесными полосами. Этот участок находился против третьего тракторного отряда через асфальтовую дорогу.

В летнее время основная масса учащихся была занята производственным трудом: средние классы проходили двухнедельную практику по графику на учебно-опытном участке, девочки старших классов работали доярками, а в это время основные доярки уходили в отпуска, старшеклассники юноши работали трактористами, штурвальными.

В период уборки урожая по желанию учащиеся школы обслуживали ток под присмотром учителей. Многие ученики разных классов под присмотром опытных наставников были чабанами, работали в лесничестве по уходу за лесополосами.

Председатель колхоза не мыслил производственную бригаду без лагеря труда и отдыха. Лагерь был построен в короткое время за счет колхоза на берегу пруда. Туда была проложена асфальтовая дорога. В комнатах отдыха была удобная красивая мебель, на полу лежали ковровые дорожки, в холле стоял телевизор, телефон, радиоузел лагеря. Была большая библиотека, кухня, оборудованная электроплитами, имелись столовая и танцевальный зал. Некоторые ночевали в палатках. В распоряжении детей и взрослых были лодки и катамараны. Каждый день был насыщен мероприятиями: труд на полях, спортивные и развлекательные мероприятия, диспуты, концерты, экскурсии, в том числе для каждого потока поездка в цирк или в театр в г. Воронеж.

Здание лагеря было построено в 1980 году к Всероссийскому слету ученических производственных бригад, в котором была задействована Краснолипьевская средняя школа. В дальнейшем была договоренность с обкомом профсоюза продать им лагерь труда и отдыха, чтобы его использовать круглый год, как профилакторий для рабочих и колхозников, а в освободившемся двухэтажном здании семилетней школы открыть филиал Воронежской швейной фабрики с целью обеспечения работой девочек и закрепления их на сел

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Внимание

Перейти в раздел
Дистанционное обучение.

Перейти

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».