Месячник «Здоровье»

20.10.2021

В течение месячника «Здоровье» В МБОУ «Краснолипьевская школа» проводился ряд мероприятий по ЗОЖ.

 

Для учителей состоялось методическое объединение классных руководителей по теме:

«Здоровье обучающихся  и учебно- воспитательный процесс».

 

 

 Здоровье учащихся – одна из острых проблем современной жизни. 

Работая в школе учителем начальных классов на протяжении 16 лет, вижу, что в последние годы увеличивается заболеваемость среди детей, в том числе идущих в первый класс. Причины ухудшения здоровья зависят от многого: наследственных факторов, неправильного отношения взрослых к своему здоровью и здоровью детей, отрицательного влияния окружающей среды.

    По данным исследований Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит

  • на 50% - от образа жизни
  • на 25% - от состояния окружающей среды
  • на 15% - от наследственной программы
  • на 10% - от возможностей медицины.

       И хотя, традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача:    обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
На этом фоне в дальнейшем не менее важна и правильная организация учебной деятельности.  

 

 Одним из направлений работы педагогического  коллектива нашей школы является деятельность, направленная на  организацию здоровьесберегающего учебного процесса, решение следующих задач:

·         организация работы с наибольшим эффектом для сохранения и укрепления здоровья;

·         создание условий ощущения у детей радости в процессе обучения

·         научить детей жить в гармонии с собой и окружающим миром

·         воспитание культуры здоровья

·         развитие творческих способностей

·         мотивация на здоровый образ жизни

·         научить детей использовать полученные знания в повседневной жизни

·         внедрение инновационных педагогических технологий, принятие участия в научно-практических конференциях

 

Коллектив школы   видит свою задачу в создании такой системы учебно-воспитательного процесса, в которой не усугубляется здоровье и состояние участников образовательного процесса, и в первую очередь учеников.

За время своей педагогической деятельности я заметила, что одна из составных трудностей обучения состоит в том, что дети приходят в школу с различной подготовкой, но с большим желанием учиться. И очень скоро у значительной части школьников это желание пропадает, учёба превращается в тяжёлую повинность.  Причина   очевидна: им   предложены такие условия обучения и предъявлены  такие требования, которые превышают уровень их развития. Этого можно избежать, если с первых школьных лет каждый ребёнок окажется в однородной среде, в которой он чувствует себя комфортно, а учёба сопровождается успехом.

         Создание ситуации успеха в решении вопросов физического и нравственного совершенствования как на уроке, так и во внеурочной деятельности — основное кредо педагогов нашей школы.   Если ребенком не будут внутренне приняты позиции: «Это мне надо», «В этом я через неделю (месяц, год) могу достичь успеха», то все старания педагога будут напрасны. Ситуация успеха — это результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника, при которой результат деятельности ребенка сопоставим с его ожиданиями. 

 Главное, что приобрела школа за последнее время и что даёт основание для оптимизма в этой области, — стремление к перестройке своей работы с учётом приоритета, каковым является сохранение и укрепление здоровья учащихся.

 

            Организуя учебно-воспитательный процесс,  мы стремимся к   соответствию показателям  рациональной организации учебного процесса, чтобы оптимальными были:

объем учебной нагрузки — количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

нагрузка от дополнительных занятий в школе — факультативов, индивидуальных занятий, занятий по выбору и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы работы);

занятие активно-двигательного характера — динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные занятия и т.п. (их частота, продолжительность, виды и формы занятий).

         Большое внимание   уделяется созданию рационального расписания учебных занятий, учитывающего сложность предметов и преобладание динамического или статического компонентов во время занятий. В качестве одного из возможных способов оценки уроков   используется ранговая шкала трудности предметов.

        В зоне постоянного контроля   находится вопрос рациональной организации урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное нарушение утомления.  Педагоги школы соблюдают  требования к уроку с позиций здоровьесбережения. Методические комиссии   проводят оценку соблюдения гигиенических требований  по ряду регламентированных позиций, с использованием хронометража.

               Хронометраж урока проводится по следующим параметрам:

·         плотности урока (% времени, затраченного школьниками на учебную работу);

·         количеству видов учебной деятельности (письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответ на вопрос, решение примеров);

·         длительность каждого вида учебной деятельности (в минуту);

·         частоте чередования видов деятельности (среднее время в минутах смены деятельности);

·         количеству видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный через технические средства обучения, самостоятельная работа);

·         месту, длительности и условиям применения ТСО;

·         частоте чередования видов преподавания; Хочу такой сайт

·         наличию, месту, содержанию и длительности физкультминуток.

Недостаток двигательной активности – одна из причин снижения адаптационных ресурсов организма школьников. В своей работе учителя применяют различные физкультминутки:

    

  • дыхательная гимнастика
  • предупреждение утомления глаз
  • в стихотворной форме

Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.

      Для снижения зрительного утомления после работы на близком расстоянии при чтении и письме используются тренажеры по технологии Базарного. Эту задачу мы также решаем с помощью упражнений для глаз, которые укрепляют мышцы век, улучшают кровообращение и расслабление мышц глаз. Сейчас многие учителя нашей школы используют специальные тренажеры для глаз, применяя компьютерные технологии. 

      Повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках дыхательная гимнастика, аутотренинги.

    Важное значение имеет эмоциональный климат на уроке.

  • “Хороший смех дарит здоровье”,
  • мажорность урока,
  • эмоциональная мотивация в начале урока,

 

Для того, чтобы предотвратить влияние  факторов риска   разработана    система мер, включающая:

 1. Изучение индивидуальных особенностей каждого школьника. Важнейшим параметром являются способности детей. Для этого  используются тесты.    Анкетирование среди школьников помогает получить информацию о том, какие предметы являются любимыми и наоборот. Вместе с детьми важно установить причины такого отношения.

                          Классный руководитель   изучает медицинские карты своих подопечных, из которых  можно выявить их заболевания. С учетом этого размещает их по рабочим столам и выделяет детей, которые требуют повышенного внимания, например, инвалидов или ослабленных детей. Доводит индивидуальные особенности школьников   до тех учителей, которые   работают с ними.

       2.Выявление перегрузок среди школьников на основе   изучения их режима дня и сведений о посещении кружков, секций, факультативов. Для этого  проводится  анкетирование, а при необходимости и беседа. Для развитых, обладающих крепким здоровьем детей, рекомендуется посещение нескольких кружков или факультативов. Так многие учащиеся нашей школы с удовольствием посещают спортивные секции, кружки. Однако, и в этом случае необходим индивидуальный подход. Учитель   ведет наблюдение, как такая нагрузка влияет на утомляемость и здоровье детей. Педагоги   помнят, что затраты времени у учащихся на выполнение домашнего задания составляют: в начальной школе не более 1—2 часов, в среднем звене не более 3-х часов и в старших классах не более 4-х часов

        3.Ответственность учителя за соблюдение санитарно-технических норм. Учитель обязан знать их, следить за изменениями в нормативах. В его обязанности входит контроль за соблюдением данных норм (освещенность, температурный режим). Важно, чтобы мебель в классе соответствовала СанПиНам. В случае неисправности педагог   делает заявки на ремонт или замену инвентаря, а в случае необходимости излагает свои требования завучу, заместителю директора по АХЧ.  

      4.Соблюдение техники безопасности на уроках и внеурочных мероприятиях. Для этого разработаны специальные правила. Они вывешены в кабинетах, где находятся электрические приборы, мастерские, спортивные снаряды, демонстрационные приборы и т.д. в каждом классе нашей школы есть уголок безопасности, уголок правил дорожного движения. Стараемся добиваться того, чтобы дети знали правила техники безопасности и соблюдали их.  

 

 Большая работа проводится и во внеурочное время. Учителями проводятся беседы на классных часах,

уроки здоровья, конкурсы рисунков, походы совместно с родителями, экскурсии, праздники.

    Стала  актуальной  работа учащихся над созданием проектов. Так в нашей школе в рамках недели науки был организован конкурс таких проектов. От нашего класса был предоставлен проект по здоровьесбережению “Курение – это вред или польза”.

    Учителями нашей школы разработаны программы дополнительного образования по сохранению здоровья: “Расти здоровым”, “Здоровье – образ жизни”, которые получили положительные экспертные оценки.

 

Применяемые здоровьесберегающие образовательные технологии  основаны на:

·         возрастных особенностях познавательной деятельности детей,

·         обучении на оптимальном уровне трудности (сложности),

·         вариативности методов и форм обучения,

·         оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок,

·         обучении в малых группах,

·         использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации,

·         создании эмоционально благоприятной атмосферы,

·         формировании положительной мотивации к учебе ( «педагогика успеха»),

·         на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

 

           Основные рекомендации   по организации здоровьесберегающей деятельности в школе кратко можно суммировать следующим образом:

      Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в этом.

     Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.

     Дети должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и, безусловно, интерес  к          уроку.

      Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Но если мы не научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. Если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. 

Просмотров всего: , сегодня:

Рейтинг: . Оценили: .

Дата создания: 20.10.2021

Дата обновления: 20.10.2021

Дата публикации: 20.10.2021

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 24.06.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (47374) 3-33-01

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».